История и романтика панорамного остекления

    Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам в течение 5 минутОставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам в удобное для вас рабочее время
    *Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
    Опубликовано: 19 мая, 2022 | Обновлено: 19 апреля, 2024

    Окно в Париж: история панорамного остекления

    Панорамные окна иначе называют французскими. Это светопрозрачные конструкции от пола до потолка, которые частично или полностью заменяют глухую стену. Франция в их названии упоминается не случайно: именно здесь зародилась мода на остекление большой площади. И именно поэтому сегодня мы отправляемся в страну лавандовых полей, нежных круассанов и безграничной романтики. Начнем наше путешествие с северных регионов. 

    Содержание

    Готические соборы как мост в мир крупноформатного остекления

    В XII веке в Северной Франции на смену тяжеловесному романскому стилю в архитектуре приходит новое направление — готика. Как и культура в целом, архитектура служила, в первую очередь, интересам церкви. Поэтому при упоминании о готическом стиле мы вспоминаем о знаменитых французских соборах.

    Основой готического собора являются крестовые своды: две стрельчатые арки, перекрещивающиеся друг с другом. Арки опираются на колонны. Весь собор представляет собой систему секций крестового свода, которые называются травеями, и четыре внутренних пучка колонн. Для укрепления конструкции снаружи устанавливаются внешние столбы — контрфорсы, которые соединяются со стенами через связующие полуарки — аркбутаны. Контрфорсы принимают на себя значительную часть нагрузки от свода.

    Контрфорсы и аркбутаны Собора Парижской Богоматери
    Аркбутаны и контрфорсы собора Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Контрфорсы завершаются башенками — пинаклями, предотвращающими сдвигающие усилия. Фото: В.Заграевский

    Сложная конструкция готического собора с перераспределением нагрузок от несущих стен к другим архитектурным элементам позволила уйти от массивных и толстых стен. А значит, и увеличить площадь остекления. Но до изготовления габаритного листового стекла пройдет еще немало веков. Пока же невероятных размеров окна заполняются витражами. Кусочки стекла окрашивались с помощью окислов меди и железа, проходили процедуру обжига и последующей сборки мозаики методом спаивания между собой свинцовыми полосками — кропотливый труд, которым мы продолжаем восхищаться спустя столетия!

    Витражи собора Сент-Шапель во Франции
    Система крестовых сводов с колоннами и витражами в соборе Сент-Шапель (Святая Капелла) в Париже. Фото: saintechapelletickets.com

    От религиозного к повседневности: переходим в эпоху Ренессанса

    На смену готике приходит ренессанс, и он имеет гораздо больше общего с современной архитектурой, чем кажется на первый взгляд. В центр больше не ставится церковь, главенствует человек, а вместе с ним на пьедестал возносятся наука и знание.

    И в архитектуре на первый план выходит создание пространств удобных, комфортных и, самое главное, приятных для жизни.

    Экуанский замок как пример остекления в эпоху Ренессанса
    Экуанский замок — яркий представитель французского ренессанса. Здание выглядит гораздо более приземленным по сравнению с готической архитектурой, при этом ярко прослеживается концепция наполнения помещений светом. Фото: mapio.net

    Спокойные горизонтальные линии, осознание важности света и воздуха, что подтверждается новейшими медицинскими исследованиями — все это принесло в архитектуру Франции светлые и просторные строения. И доступны они стали не только аристократии, но и среднему классу. Этому способствовал, в частности, мягкий климат южных регионов страны.

    «Официальной» родиной панорамного остекления считается Прованс. Тепло и обилие солнечного света, великолепные ландшафты, вдохновляющие великих художников, которые становились как бы частью внутреннего пространства, сменяющие друг друга в зависимости от времени суток, погоды и времени года естественные картины, стремление минимизировать барьер между помещением и природой, вдыхать свежесть и неповторимые ароматы трав и цветов — все эти преимущества очень быстро были оценены по достоинству.

    Интересно, что створки первых панорамных окон были не только распашными, но и сдвигались относительно друг друга: получается, что и раздвижные конструкции в Европе приобрели популярность в эпоху Возрождения.

    Одновременно появилась и новая проблема — увеличение площади остекления привело к увеличению уровня инсоляции, что в знойные летние дни стало отнюдь не преимуществом. Регулировать проникновение солнечных лучей помогли ставни, глухие или в виде деревянной решетки, которые со временем трансформировались в жалюзи.

    Настоящие французские окна
    Французские окна с решетчатыми ставнями и французским балконом. Фото: pixabay.com

    Окно или стеклянная дверь? И то, и другое — считают французы 

    Конструктивные особенности французских окон со времен ренессанса не слишком изменились:

    • Рама имеет размер, аналогичный размеру дверного проема.
    • Нет подоконников, высота порога минимальна.
    • Для распашных конструкций характерно штульповое открывание: панорамные окна, как правило, не имеют вертикальной перемычки (импоста), что позволяет открыть проем полностью.

    Интересно, что в архитектурной терминологии французское окно — это конструкция, которую относят уже не к возрождению, а к классицизму второй половины XVII века. Это окно высотой от пола до потолка, состоящее из небольших прямоугольных стекол с арочным завершением и «французским» балконом в нижней части. Такие окна также называются портфенетр (фр. porte-fenêtre, от porte — дверь и fenêtre — окно).

    Классический портфенетр в современном исполнении
    Классический портфенетр в современном исполнении. Фото: Николя Брюлуа, Unsplash

    Неромантичная практичность французских балконов

    А что же представляет собой французский балкон? История его появления представляется совсем не такой поэтической. Это ограждение устанавливается непосредственно перед открывающейся створкой панорамного окна снаружи.

    Если площадка между окном и ограждением и имеется, то максимально узкая — только для одной ноги. В зависимости от стиля здания французский балкон может быть металлическим, в том числе кованным, или стеклянным.

    Основное предназначение французского балкона — обеспечение защиты от выпадения при открывании створки. Таковым оно являлось и в Средневековой Франции, когда этот тип ограждения был изобретен, но вот причина, по которой створки окон открывались в разы чаще, чем сегодня, к счастью, осталась в прошлом.

    Парапетные ограждения Шуко в остеклении коттеджа
    А так выглядит французский балкон в современном панорамном остеклении: почти незаметные стеклянные конструкции перед открывающимися створками

    Средние века — время, когда во Франции, как и во всей Европе, властвует церковь, призывающая в первую очередь заботиться о душе, а не о теле. Санитария и гигиена считались чем-то греховным, а потому никого не смущала привычка выливать нечистоты прямо из окон домов. В 1270 году в Париже запретили совершать это действие из окон верхних этажей, чтобы не обливать прохожих, но закон не соблюдался, и его пришлось отменить. Сохранилось лишь требование трижды предупреждать прохожих криками: «Берегись! Выливаю!».

    Привычка таким образом избавляться от отходов царила не только у простых граждан, но и у знати. Приближенные короля справляли нужду прямо с широких подоконников Лувра, что было не только неудобно, но и небезопасно. Поэтому со временем (вместо обустройства канализации, известной еще с 2598 года до нашей эры!) начали проектироваться окна в пол без подоконников с кованными заграждениями. Есть мнение, что изогнутая форма балкона была создана для удобства при сидении на корточках.

    Классический французский балкон
    Классический вид французского балкона. Фото: Наталья Бредихина, Unsplash

    Петр I и панорамное окно в Европу

    Вернемся к панорамному остеклению. Крылатая фраза из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», которую поэт вложил в уста Петра Великого об основании Санкт-Петербурга, тоже связана с французскими окнами:

    «Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твёрдой стать при море».

    В примечании к своей поэме А.С. Пушкин упоминает, что фраза принадлежит итальянскому писателю Франческо Альгаротти: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe» («Петербург — это окно, через которое Россия смотрит в Европу»).

    В оригинале фраза звучит немного иначе: «Петербург — это огромное окно (дословно — окнище), назову его так, открывшееся недавно на Севере, через которое Россия смотрит в Европу». Существует версия, что в тексте Альгаротти речь идет именно о портфенетре.

    Что имел в виду писатель, мы уже не узнаем. А вот появлению панорамного остекления в России способствовал как раз Петр I. Отсутствие собственного стекольного производства в стране осложняло и замедляло этот процесс. В 1635 году появилась первая российская стекольная фабрика, но нарастить мощности до необходимых объемов удалось только к XVIII веку.

    Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге: здание построено в стиле барокко, но мы видим все те же французские окна Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20427711

    Французские панорамные окна быстро нашли своих почитателей не только во Франции, но и во всех странах с мягким климатом, а далее распространились по всему миру. И все же долгое время технические возможности не позволяли создавать конструкции, которые привычны для нас сегодня.

    Новые технологии — новые возможности

    В 1848 году английский инженер Генри Бессмер совершил настоящую революцию в архитектуре, представив новую технологию изготовления листового стекла. Разработка была дорогостоящей, шлифовка и полировка стекла осуществлялись вручную. Тем не менее, уже через три года на всемирной выставке в Лондоне был представлен знаменитый Хрустальный дворец, конструкция которого была выполнена из стали и стекла.

    Хрустальный дворец в Лондоне как символ новой технологии остекления
    Хрустальный дворец в Лондоне. Сегодня здание, многократно перестраиваемое и пострадавшее от пожаров, больше не существует. Источник: «Комплексные снимки Великой выставки 1851 года» Дикинсона

    Под влиянием уникальной архитектуры по всему миру началось увлечение зимними садами и оранжереями, начали возводиться светопрозрачные крыши. Существует проект Хрустального дворца в Санкт-Петербурге на площади перед Александринским театром, где планировалось расположить постоянную экспозицию экзотических растений. В Москве же в 1872 году для Политехнической выставки был сооружен павильон Морского отдела из металлокаркаса и стекла площадью 2100 м². Распложенный вдоль Москвы-реки под стенами Кремля павильон вызывал восхищение. Но по завершении выставки грандиозное сооружение было разобрано. 

    Павильон морского отдела из стекла и металла
    Павильон морского отдела на Политехнической выставке в Москве — полноправный преемник Хрустального дворца в Лондоне. Источник: «Альбом Видов. Составлен по распоряжению комитета Выставки» (изд. Типография И.Н.Кушнерева, Москва, 1872г.)

    Полвека технического прогресса

    С появлением технологии каркасного строительства, когда внешние стены перестали быть несущими элементами здания, возможности панорамного остекления начали раскрываться еще полнее. Первым объектом, построенным в 1911 году по революционной технологии, стала обувная фабрика «Фагус», спроектированная Вальтером Гропиусом.

    Обувная фабрика "Фагус" - первое здание, остекленное по новой технологии
    Обувная фабрика «Фагус» включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Майк Рейсс

    Здание фабрики провозгласило новый архитектурный стиль — баухауз, который сочетает в себе принципы конструктивизма, модернизма и функционализма. В строительстве широко использованы стеклянные панели. Наполненные светом корпуса фабрики вызвали настоящий переворот в промышленном строительстве. 

    А между 1930 и 1940 годами известный архитектор Мис Ван дер Рое впервые применил каркасную технологию для строительства частных резиденций. Именно с его объектов началась новейшая история современной минималистичной архитектуры частных домов, в которой экстрерьер стал элементом украшения интерьера, а свет, воздух и окружающая природа трансформировались в часть архитектуры.

    Фарнсуорт хауз как новая концепция остекления частнвх домов
    Фарнсуорт хауз стал отправной точкой новой концепции в архитектуре и остеклении. Фото: Peter Guthrie

    Первый опыт панорамного остекления для частного строительства можно назвать неудачным. Доктор Эдит Фарнсуорт, для которой Мис Ван дер Рое спроектировал виллу с панорамными окнами, через некоторое время подала на именитого архитектора в суд: в летнее время здание сильно перегревалось, зимой в нем было очень холодно, стеклянные стены запотевали, а крыша протекала. Естественно, все это вызывало ощутимый дискомфорт. Вдобавок смета проекта в ходе реализации увеличилась в два раза.

    В итоге владелице пришлось перекроить проект, оставив от первоначального замысла лишь малую часть, а архитектор выиграл оба судебных иска, но на этом проектирование частных домов с панорамными окнами завершил и переключился на высотное строительство. Строительство дома Фарнсуорт считается отправной точной для более чем полувекового технического прогресса в области производства светопрозрачных конструкций.

    К 1957 году сэр Алистер Пилкингтон и Кеннет Бикерстаф разработали технологию производства листового флоат-стекла, исключив ручную обработку, в результате чего оно стало доступнее. Крупноформатное остекление начало использоваться повсеместно. 

    Мода на остекление: как менялись тенденции в частном домостроении с начала нулевых до 2022

    Использование инновационных стекол: от музеев до фасадов

    Развитие светопрозрачных конструкций постоянно продолжается. Французские окна активно используются при возведении зданий различного назначения, чему способствуют новые возможности для панорамного остекления с сохранением комфортного микроклимата. Современные окна в пол, изготовленные из теплого алюминиевого или стального профиля, не уступают в теплоизоляции менее габаритным конструкциям, а зачастую и превосходят их.

    Увеличение максимальных размеров створок, оснащение системами автоматизации, усиление характеристик взломозащиты, использование мультифункциональных и энергосберегающих стеклопакетов, применение скрытой фурнитуры и минимизация видимой части профиля — вот только несколько веяний прогресса.

    Сегодня первенство в разработках в области панорамного остекления принадлежит Германии, в частности, концерну Schuco. И все же окна большого формата по-прежнему называют французскими. А что касается романтики — панорамные окна в правильной локации как нельзя лучше подходят для романтического настроения. 

    Есть мечта? Не откладывайте её на завтра!

    Мы готовы реализовать её уже сейчас! Оставьте заявку и приступим!

      Нажимая на кнопку “Оставить заявку” Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
      Бесплатный замер Бесплатный замер
      Подробная консультация Подробная консультация
      Быстрый расчёт Быстрый расчёт
      Несколько вариантов на выбор Несколько вариантов на выбор

        *Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности