Панорамные окна иначе называют французскими. Это светопрозрачные конструкции от пола до потолка, которые частично или полностью заменяют глухую стену. Франция в их названии упоминается не случайно: именно здесь зародилась мода на остекление большой площади. И именно поэтому сегодня мы отправляемся в страну лавандовых полей, нежных круассанов и безграничной романтики. Начнем наше путешествие с северных регионов.
В XII веке в Северной Франции на смену тяжеловесному романскому стилю в архитектуре приходит новое направление — готика. Как и культура в целом, архитектура служила, в первую очередь, интересам церкви. Поэтому при упоминании о готическом стиле мы вспоминаем о знаменитых французских соборах.
Основой готического собора являются крестовые своды: две стрельчатые арки, перекрещивающиеся друг с другом. Арки опираются на колонны. Весь собор представляет собой систему секций крестового свода, которые называются травеями, и четыре внутренних пучка колонн. Для укрепления конструкции снаружи устанавливаются внешние столбы — контрфорсы, которые соединяются со стенами через связующие полуарки — аркбутаны. Контрфорсы принимают на себя значительную часть нагрузки от свода.
Сложная конструкция готического собора с перераспределением нагрузок от несущих стен к другим архитектурным элементам позволила уйти от массивных и толстых стен. А значит, и увеличить площадь остекления. Но до изготовления габаритного листового стекла пройдет еще немало веков. Пока же невероятных размеров окна заполняются витражами. Кусочки стекла окрашивались с помощью окислов меди и железа, проходили процедуру обжига и последующей сборки мозаики методом спаивания между собой свинцовыми полосками — кропотливый труд, которым мы продолжаем восхищаться спустя столетия!
На смену готике приходит ренессанс, и он имеет гораздо больше общего с современной архитектурой, чем кажется на первый взгляд. В центр больше не ставится церковь, главенствует человек, а вместе с ним на пьедестал возносятся наука и знание.
И в архитектуре на первый план выходит создание пространств удобных, комфортных и, самое главное, приятных для жизни.
Спокойные горизонтальные линии, осознание важности света и воздуха, что подтверждается новейшими медицинскими исследованиями — все это принесло в архитектуру Франции светлые и просторные строения. И доступны они стали не только аристократии, но и среднему классу. Этому способствовал, в частности, мягкий климат южных регионов страны.
«Официальной» родиной панорамного остекления считается Прованс. Тепло и обилие солнечного света, великолепные ландшафты, вдохновляющие великих художников, которые становились как бы частью внутреннего пространства, сменяющие друг друга в зависимости от времени суток, погоды и времени года естественные картины, стремление минимизировать барьер между помещением и природой, вдыхать свежесть и неповторимые ароматы трав и цветов — все эти преимущества очень быстро были оценены по достоинству.
Интересно, что створки первых панорамных окон были не только распашными, но и сдвигались относительно друг друга: получается, что и раздвижные конструкции в Европе приобрели популярность в эпоху Возрождения.
Одновременно появилась и новая проблема — увеличение площади остекления привело к увеличению уровня инсоляции, что в знойные летние дни стало отнюдь не преимуществом. Регулировать проникновение солнечных лучей помогли ставни, глухие или в виде деревянной решетки, которые со временем трансформировались в жалюзи.
Конструктивные особенности французских окон со времен ренессанса не слишком изменились:
Интересно, что в архитектурной терминологии французское окно — это конструкция, которую относят уже не к возрождению, а к классицизму второй половины XVII века. Это окно высотой от пола до потолка, состоящее из небольших прямоугольных стекол с арочным завершением и «французским» балконом в нижней части. Такие окна также называются портфенетр (фр. porte-fenêtre, от porte — дверь и fenêtre — окно).
А что же представляет собой французский балкон? История его появления представляется совсем не такой поэтической. Это ограждение устанавливается непосредственно перед открывающейся створкой панорамного окна снаружи.
Если площадка между окном и ограждением и имеется, то максимально узкая — только для одной ноги. В зависимости от стиля здания французский балкон может быть металлическим, в том числе кованным, или стеклянным.
Основное предназначение французского балкона — обеспечение защиты от выпадения при открывании створки. Таковым оно являлось и в Средневековой Франции, когда этот тип ограждения был изобретен, но вот причина, по которой створки окон открывались в разы чаще, чем сегодня, к счастью, осталась в прошлом.
Средние века — время, когда во Франции, как и во всей Европе, властвует церковь, призывающая в первую очередь заботиться о душе, а не о теле. Санитария и гигиена считались чем-то греховным, а потому никого не смущала привычка выливать нечистоты прямо из окон домов. В 1270 году в Париже запретили совершать это действие из окон верхних этажей, чтобы не обливать прохожих, но закон не соблюдался, и его пришлось отменить. Сохранилось лишь требование трижды предупреждать прохожих криками: «Берегись! Выливаю!».
Привычка таким образом избавляться от отходов царила не только у простых граждан, но и у знати. Приближенные короля справляли нужду прямо с широких подоконников Лувра, что было не только неудобно, но и небезопасно. Поэтому со временем (вместо обустройства канализации, известной еще с 2598 года до нашей эры!) начали проектироваться окна в пол без подоконников с кованными заграждениями. Есть мнение, что изогнутая форма балкона была создана для удобства при сидении на корточках.
Вернемся к панорамному остеклению. Крылатая фраза из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», которую поэт вложил в уста Петра Великого об основании Санкт-Петербурга, тоже связана с французскими окнами:
«Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море».
В примечании к своей поэме А.С. Пушкин упоминает, что фраза принадлежит итальянскому писателю Франческо Альгаротти: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe» («Петербург — это окно, через которое Россия смотрит в Европу»).
В оригинале фраза звучит немного иначе: «Петербург — это огромное окно (дословно — окнище), назову его так, открывшееся недавно на Севере, через которое Россия смотрит в Европу». Существует версия, что в тексте Альгаротти речь идет именно о портфенетре.
Что имел в виду писатель, мы уже не узнаем. А вот появлению панорамного остекления в России способствовал как раз Петр I. Отсутствие собственного стекольного производства в стране осложняло и замедляло этот процесс. В 1635 году появилась первая российская стекольная фабрика, но нарастить мощности до необходимых объемов удалось только к XVIII веку.
Французские панорамные окна быстро нашли своих почитателей не только во Франции, но и во всех странах с мягким климатом, а далее распространились по всему миру. И все же долгое время технические возможности не позволяли создавать конструкции, которые привычны для нас сегодня.
В 1848 году английский инженер Генри Бессмер совершил настоящую революцию в архитектуре, представив новую технологию изготовления листового стекла. Разработка была дорогостоящей, шлифовка и полировка стекла осуществлялись вручную. Тем не менее, уже через три года на всемирной выставке в Лондоне был представлен знаменитый Хрустальный дворец, конструкция которого была выполнена из стали и стекла.
Под влиянием уникальной архитектуры по всему миру началось увлечение зимними садами и оранжереями, начали возводиться светопрозрачные крыши. Существует проект Хрустального дворца в Санкт-Петербурге на площади перед Александринским театром, где планировалось расположить постоянную экспозицию экзотических растений. В Москве же в 1872 году для Политехнической выставки был сооружен павильон Морского отдела из металлокаркаса и стекла площадью 2100 м². Распложенный вдоль Москвы-реки под стенами Кремля павильон вызывал восхищение. Но по завершении выставки грандиозное сооружение было разобрано.
С появлением технологии каркасного строительства, когда внешние стены перестали быть несущими элементами здания, возможности панорамного остекления начали раскрываться еще полнее. Первым объектом, построенным в 1911 году по революционной технологии, стала обувная фабрика «Фагус», спроектированная Вальтером Гропиусом.
Здание фабрики провозгласило новый архитектурный стиль — баухауз, который сочетает в себе принципы конструктивизма, модернизма и функционализма. В строительстве широко использованы стеклянные панели. Наполненные светом корпуса фабрики вызвали настоящий переворот в промышленном строительстве.
А между 1930 и 1940 годами известный архитектор Мис Ван дер Рое впервые применил каркасную технологию для строительства частных резиденций. Именно с его объектов началась новейшая история современной минималистичной архитектуры частных домов, в которой экстрерьер стал элементом украшения интерьера, а свет, воздух и окружающая природа трансформировались в часть архитектуры.
Первый опыт панорамного остекления для частного строительства можно назвать неудачным. Доктор Эдит Фарнсуорт, для которой Мис Ван дер Рое спроектировал виллу с панорамными окнами, через некоторое время подала на именитого архитектора в суд: в летнее время здание сильно перегревалось, зимой в нем было очень холодно, стеклянные стены запотевали, а крыша протекала. Естественно, все это вызывало ощутимый дискомфорт. Вдобавок смета проекта в ходе реализации увеличилась в два раза.
В итоге владелице пришлось перекроить проект, оставив от первоначального замысла лишь малую часть, а архитектор выиграл оба судебных иска, но на этом проектирование частных домов с панорамными окнами завершил и переключился на высотное строительство. Строительство дома Фарнсуорт считается отправной точной для более чем полувекового технического прогресса в области производства светопрозрачных конструкций.
К 1957 году сэр Алистер Пилкингтон и Кеннет Бикерстаф разработали технологию производства листового флоат-стекла, исключив ручную обработку, в результате чего оно стало доступнее. Крупноформатное остекление начало использоваться повсеместно.
Мода на остекление: как менялись тенденции в частном домостроении с начала нулевых до 2022
Использование инновационных стекол: от музеев до фасадов
Развитие светопрозрачных конструкций постоянно продолжается. Французские окна активно используются при возведении зданий различного назначения, чему способствуют новые возможности для панорамного остекления с сохранением комфортного микроклимата. Современные окна в пол, изготовленные из теплого алюминиевого или стального профиля, не уступают в теплоизоляции менее габаритным конструкциям, а зачастую и превосходят их.
Увеличение максимальных размеров створок, оснащение системами автоматизации, усиление характеристик взломозащиты, использование мультифункциональных и энергосберегающих стеклопакетов, применение скрытой фурнитуры и минимизация видимой части профиля — вот только несколько веяний прогресса.
Сегодня первенство в разработках в области панорамного остекления принадлежит Германии, в частности, концерну Schuco. И все же окна большого формата по-прежнему называют французскими. А что касается романтики — панорамные окна в правильной локации как нельзя лучше подходят для романтического настроения.
Есть мечта? Не откладывайте её на завтра!
Мы готовы реализовать её уже сейчас! Оставьте заявку и приступим!